Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Может ли МУП «Водоканал» как Заказчик использовать для устранения аварий на сетях (без объявления режима ЧС), приобретать необходимые материалы и оборудование по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе? Какой по вашему мнению обязательный документ необходим для обоснования закупки, к примеру, при аварии на сетях, без объявления ЧС. Акт об аварии составленный самим Заказчиком? Какая на данный момент практика существует в Российской Федерации по применению п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, в части применения гарантирующими поставщиками.

25 декабря 2017, 16:01

Пункт 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о контрактной системе) предусматривает возможность закупки у единственного поставщика товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.

Таким образом, закупка должна быть направлена на устранение последствий события, имеющего чрезвычайный (внезапный) и непреодолимый характер.

Авария, произошедшая вследствие изношенности сетей водоснабжения/водоотведения, не носит непреодолимый характер, поскольку заказчик может и должен препятствовать наступлению подобного события, осуществляя ремонтно-профилактические мероприятия. Поддержание сетей в надлежащем состоянии является обязанностью предприятия водоснабжения, следовательно, если авария произошла вследствие халатности, рассматриваемая норма не может быть применена.

Вопросы применения 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе отражены в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

В соответствии с частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Наверх