Практика рассмотрения дел в отношении сетевых организаций за:

- некачественную поставку электрической энергии;

- отключение потребителей гарантирующего поставщика вне сроков, указанных в заявке на ограничение;

- необоснованное предъявление гарантирующему поставщику платы за услуги по передаче электрической энергии в отношении потребителей, расторгнувших договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком;

- необоснованное составление актов безучетного потребления электрической энергии в отношении потребителей гарантирующего поставщика;

- уклонение от согласования актов аварийной и технологической брони.

28 июня 2018, 16:24

По первым четырем основаниям дел о нарушении антимонопольного законодательства управлением не рассматривалось, при этом поступали обращения АО «Читаэнергосбыт» на данный предмет. Бурятским УФАС России на основании пункта 1 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) было отказано АО «Читаэнергосбыт» в возбуждении дел в отношении сетевых организаций по таким обращениям.

В связи с вопросами, возникающими при применении антимонопольного законодательства, Пленумом ВАС РФ постановлением от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» даны соответствующие разъяснения, в том числе, об отсутствии у антимонопольного органа права, в рамках своей компетенции, разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов (п.5).

Антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке (глава 9 статья 168 ГК РФ, глава 25 ГК РФ, статья 28 АПК РФ).

Спорные правоотношения между АО «Читаэнергосбыт» и сетевыми организациями по заданным вопросам возникли из заключенных договоров оказания услуг по передаче электроэнергии, в соответствии с условиями которых Исполнители (сетевые организации) обязались оказывать услуги по передаче электрической энергии надлежащего качества, приостанавливать передачу электрической энергии путем введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии Потребителям, в том числе путем выполнения заявок Заказчика (АО «Читаэнергосбыт»). Акт о неучтенном потреблении не является безусловным и исключительным доказательством безучетного потребления, и гарантирующим поставщиком и абонентом акты, составленные с нарушением Основных положений, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Между АО «Читаэнергосбыт» и сетевыми организациями возникают споры по поводу ненадлежащего исполнения договорных обязательств в рамках заключенных договоров.

Спорные правоотношения, возникшие из договоров оказания услуг по передаче электроэнергии, имеют гражданско-правовой характер и, сам по себе факт, что сетевые организации являются субъектами естественной монополии по оказанию услуг по передаче электрической энергии, нельзя расценивать как обстоятельство, свидетельствующее о нарушении антимонопольного законодательства.

В 2017 году Бурятским УФАС России по заявлению АО «Читаэнергосбыт» было возбуждено и рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 05-11/6-2017, по результатам которого действия ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», выразившиеся в нарушении срока, установленного для рассмотрения, подписания и направления потребителям актов согласования технологической и (или) аварийной брони, признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Решение по указанному делу обжаловалось в судебном порядке и оставлено в силе.

Суть нарушения в том, что организации, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям направили в филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» проекты актов технологической и (или) аварийной брони для согласования, однако, сетевая организация в установленный действующим законодательством срок акты не согласовала. Сетевая организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта указанного акта рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр потребителю. При необходимости проведения осмотра (обследования) энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.

 Между указанными организациями и АО «Читаэнергосбыт» заключены договоры энергоснабжения (купли - продажи электрической энергии (мощности)). В соответствии с заключенными договорами потребители обязались передать гарантирующему поставщику копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией. При отсутствии согласованных актов технологической и (или) аварийной брони у гарантирующего поставщика отсутствует возможность инициировать введение ограничения режима потребления электрической энергии до уровня согласованной технологической и (или) аварийной брони в определенных Правилами случаях.

Наверх